Аутизм – это состояние психики, при котором человек сосредоточен на своём внутреннем мире, не может нормально контактировать с окружающими. Внешне люди с аутизмом выглядят мало эмоциональными, но страдают от повышенной чувствительности.
Аутизм, как один из симптомов, характерен для шизофрении. Характеризуя больного врач говорит об аутичности (замкнутости в себе, нежелании контактировать с окружающим миром). Аутизм, как самостоятельное заболевание, начинается в раннем детстве, и протекает по своим законам.
Лечение аутизма у детей нужно начинать как можно раньше, пока есть возможность влиять на стереотипы формирование социальных связей с нуля.
Детский аутизм
Считается, что при детском аутизме нарушен процесс образования межсинаптических связей. Но точной причины аутизма пока установить не удалось. Есть определённая связь между особенностями нервной системы и психики у родителей, и вероятностью развития аутизма у их детей. Первые признаки аутизма становятся заметны уже в два года или ещё раньше.
Аутизм у ребенка проявляется во всех сферах психической деятельности. Нарушена чувствительность, обычно восприимчивость рецепторов обострена. Все симптомы аутизма у детей в раннем возрасте связаны с гиперчувствительностью, и после года становятся заметны когнитивные особенности.
Часто дети с аутизмом не переносят большинство тканей и моделей одежды, для них кране важен полный комфорт. Застёжки и пояса могут создавать ощущение давления, скованности. Многие не любят одеваться совсем, и приучить к повседневной одежде такого ребёнка трудно.
Дети с аутизмом плохо переносят запахи, не могут есть пищу непривычной консистенции и вкуса. Очень консервативны в привычках, и это особенно видно в особенностях питания. Заменить такому ребёнку привычную кашу или сосиски очень сложно. Однообразие в еде нередко сказывается на физическом состоянии.
При аутизме вибрация и звуки вызывают почти болезненные ощущения. Дети не могут выйти на улицу без наушников. Окружающий мир пугает своим непостоянством и разнообразием.
Консерватизм при аутизме связан в основном с трудностями адаптации, так как процесс образования новых нейронных связей нарушен. Дети требуют идти одним и тем же путём, надевать одну и ту же одежду, повторять на прогулке одни и те же действия. Такая предсказуемость помогает им сохранять относительно спокойное состояние. Жажда повторения действий проявляется также в стереотипных движениях, стереотипных звуках, повторении слов.
Стереотипии при аутизме – один из основных характерных симптомов, которые заметны для окружающих. Деи могут вертеть цепочку, шнурок, играть непрерывно с волчком/йо-йо, разбирать и собирать бесконечное количество раз пазл/конструктор, игрушку, перебирать мелкие предметы.
Ещё один характерный симптом, который часто не сразу проявляется – отсутствие контакта глаз. Ребенок в какой-то момент начинает избегать визуального контакта, не смотрит в лицо. Ему интересны не лица, а, например, детали одежды, запах человека, определённый аксессуар. При разговоре ребенок малоэмоционален, речь монотонная, тихая. Часто фразы строятся с неправильным порядком слов, без подлежащего, с середины мысли. О себе ребенок может говорить в третьем лице, или не упоминать себя совсем.
Возможные признаки аутизма в раннем возрасте
- Беспокойство и частый плач
- Плохо берет грудь или полностью отказывается от грудного вскармливания, без видимых причин
- Сложность введения прикорма, нежелание есть ничего кроме определённой молочной смеси/каши и т.д.
- Не любит быть на руках
- Сильная привязанность к определённой игрушке/предмету
- Выбирает игрушки без эмоциональной составляющей (кубик, мячик, цепочка – где нет лица/мимики)
- Задержка речевого развития
- Нежелание играть с детьми, отсутствие интереса к людям
- Повышенный интерес к неживым объектам
При этом ребенок может не производить впечатление аутичного. Укладываться в нормы возрастного развития. Особенно заметны симптомы становятся в период первого возрастного кризиса.
Это не значит, что если у ребенка есть похожие склонности, то он обязательно болен аутизмом. По отдельности эти особенности поведения могут быть нормой. И даже если многие из них обнаружены одновременно в одном возрасте – это не повод ставить диагноз. Но вы можете обратиться за консультацией к детскому психиатру, чтобы убрать все сомнения.
Шкала повторяющегося или ограничивающего поведения
Стереотипные действия/движения без цели. Взмахи руками, раскачивания всем телом, звуки, щелчки языком.
Компульсии/навязчивости. Расположение предметов в определённом порядке, повторение определённых движений, игра с определёнными игрушками.
Соблюдение постоянных ритуалов. Один ритуал сна, учеба в определённое время и в определённой одежде, одна последовательность приёма пищи, повторение одного маршрута прогулки, еда в определённом месте и положении.
Ограниченность интересов. Узкая специализация, совершенствование в одном навыке/сфере деятельности. Например, ребёнок очень хорошо умеет собирать конструктор, делает сложные постройки, но не умеет рисовать.
Аутоагрессия. Если ребёнок не может добиться другими способами удовлетворения своих потребностей, он может проявлять самоповреждающее поведение.
Все указанные симптомы – это способ успокоить себя, стабилизировать какую-то часть быстро меняющегося мира. Любые перемены вызывают у человека с аутизмом сильный стресс.
Может ли аутизм появиться после вакцинации?
Много сообщений о дебюте симптомов аутизма связано с тем, что первые симптомы родители замечают после введения вакцины. Были проведены независимые исследования, которые не нашли связи вакцинации с аутизмом. Сама суть заболевания противоречит тому, что оно может возникнуть внезапно, без сложившихся заранее условий. Но точно выявлен генетический фактор, который определяет ту или иную степень выраженности аутизма.
Все симптомы, которые проявляются после какой-либо вакцины, постепенно формировались раньше. Часто это происходит в 1-1,5 года, как раз во время первого возрастного кризиса.
Вакцинация может сработать как стрессовый фактор (неприятные ощущения и гипертермия), но при этом только снимет компенсаторные механизмы. При этом ничего нового в состояние нервной системы и психики вакцина добавить не может.
Агрессия при аутизме
Агрессивное поведение ребёнка с аутизмом в большей степени связано с его неумением устанавливать контакт, чем с истинным желанием нанести вред. Такие дети не умеют выражать свои желания и чувства, и не могут контролировать свои импульсы. При этом они могут нуждаться в контакте со сверстниками, но проявлять это желание своеобразно.
Другой вариант проявления агрессии – это выраженный негативизм, защита своего спокойствия. В такие моменты ребенок с аутизмом может остро отреагировать на любое вторжение на свою территорию. Самоповреждение связано с физическим дискомфортом.
Истерики при аутизме связаны с переутомлением, слишком высокой нагрузкой на психику. Чтобы не допустить этого нужно дозированно предлагать новую информацию и следить за физическим состоянием ребёнка. Сопротивление во время обучения в какой-то момент нередко перерастает в истерику. Но полностью отказываться от обучающих занятий в этом случае нельзя. Нужно обратиться к специально обученным педагогам, которые работают с аутичными детьми.
Аутизм у взрослых
У взрослых людей аутичность связана с изменением личности в процессе психического заболевания. Симптомы у взрослого будут отличаться от детских, но эмоциональный и когнитивный фон будет общий.
Лечение психического заболевания, которое стало причиной аутичного поведения, уменьшает и выраженность симптомов самоизоляции.
Взрослые люди, которым в детстве был поставлен диагноз «аутизм», могут быть адаптированы к жизни в обществе, если они проходили соответствующую терапию и обучение с раннего возраста. Они могут несколько отличаться от своих сверстников, но самостоятельно зарабатывать себя обеспечивать и вести обычный образ жизни.
При тяжёлой степени аутизма, с выраженными интеллектуальными и речевыми нарушениями, взрослые нуждаются в постоянной опеке и не могут самостоятельно о себе заботиться.
Лечение аутизма
Современный подход к лечению аутизма у детей основан на обучающих занятиях и создании обучающей обстановки дома. Постоянное включение ребёнка в процесс дидактических игр, тренировка внимания, мышления, эмоционального контакта, помогает детям постепенно адаптироваться к окружающему миру. Обучение необходимо начинать как можно раньше.
АВА терапия – единственная методика работы с аутичными детьми с доказанной эффективностью.
Оцените материал: