Синдром Аспергера: симптомы, лечение, осложнения


Синдром Аспергера – явление, о котором в последние пару-тройку десятилетий говорят особенно часто. Официальная медицина считает его болезнью, требующей лечения. Однако многие простые обыватели думают по-другому: они уверены, что это просто некое «особое состояние» психики. Такое мнение популярно и среди самих аспергеров. Мало того – некоторые матери, имеющие детей-аспергеров, считают их «особенными», «одарёнными», поэтому потакают всем их прихотям, не загружают учёбой и прочими обязанностями и требуют того же от учителей.

Миф о синдроме Аспергера


Подобные взгляды на синдром распространились по нескольким причинам.

Научно-техническая 


Многие аспергеры лучше, чем здоровые люди (или, как называют их сами аспергеры, «нейротипики»), справляются с задачами, стоящими перед человеком в наше время: механическое запоминание большого объёма данных, быстрый счёт, быстрое нахождение информации и др. Мышление аспергеров слишком структурировано и логично, из-за чего кажется, что они говорят и действуют «как роботы». Указанные способности становятся преимуществом – конечно, если синдром выражен несильно и больной в достаточной степени социально адаптирован. Среди аспергеров немало талантливых и просто гениальных программистов (вспомним, например, российского Криса Касперски), есть учёные, писатели, даже музыканты и актёры (скажем, Дэн Экройд). Некоторые исследователи считают, что Шерлок Холмс – это тоже пример типичного аспергера.

Псевдонаучная


С восьмидесятых годов в мире популярна теория о «детях-индиго» (или людях-индиго), разработанная неким американским «парапсихологом». Приверженцы этой лженаучной теории считают, что индиго – это некая высшая раса, призванная «свыше» спасти человечество и потому наделённая необычными способностями. А значит, к таким людям следует относиться с почтением. Признаки «индиго» во многом повторяют симптомы болезни Аспергера. Веру в индиго нередко разделяют матери детей-аспергеров, которым не хочется думать, что их сыновья и дочери какие-то неполноценные и «ущербные». Болезненные симптомы у детей часто игнорируются, в том числе учителями и сверстниками, к ним вырабатывается негативное отношение, и родители не могут мириться с такой несправедливостью.

Синдром Аспергера у взрослых в некоторой степени стал частью современной массовой культуры. Сложилось даже подобие субкультуры – так, существуют сайты и форумы, где «обладатели» синдрома общаются, знакомятся. Есть люди, которые относят себя к аспергерам и даже гордятся этим, однако далеко не все из них действительно страдают данной болезнью.


Что такое синдром Аспергера


Медицина определяет синдром Аспергера как одно из пяти первазивных (то есть общих, глубоких) расстройств развития. Основными признаками болезни являются:

1. Ограниченное, стереотипное поведение;
2. Узкие интересы, зацикленность на какой-то одной проблеме, задаче;
3. Проблемы в коммуникации: невозможность «читать между строк», отсутствие способности к невербальному общению, завышенная самооценка, неспособность ставить себя на место собеседника и т. д.

4. Неуклюжесть, неловкость.

В отличие от собственно аутизма, речевые и когнитивные способности при синдроме Аспергера остаются в норме.
Некоторые считают, что симптомы у детей проявляются наиболее выраженно, а с возрастом пропадают или сглаживаются. На самом деле возраст не влияет на протекание болезни, в ряде случаев она только усугубляется.


Упомянутые признаки весьма разнообразно проявляются на практике. Особенно выражены трудности с коммуникацией, общением, что может стать причиной неустроенности во взрослой жизни. Дети с синдромом Аспергера не имеют побуждения разделять с кем-то радость или горе, показывать другим найденный интересный предмет, делиться своими достижениями. Неоднократно замечалось, что если ребёнок-аспергер увидит другого ребёнка, у которого, к примеру, из пальца течёт кровь, то он будет с интересом наблюдать течение крови, изучать его, не сообразив, что пострадавшему может быть больно и может понадобиться помощь. Подобным поведением отличались многие маньяки-психопаты: убивая или мучая своих жертв (часто просто «из интереса»), они не догадывались, что совершают зло. Некоторые из них стали прообразами героев-маньяков в кино и литературе: таким можно считать, к примеру, Джона Крамера – героя серии триллеров «Пила» (хотя у него было философское объяснение своих действий).


Дети с синдромом Аспергера


Дети с синдромом Аспергера болезненно заинтересованы в одном или нескольких видах деятельности. И далеко не всегда это молекулярная физика, музыка или история: ребёнок может увлекаться запоминанием маршрутов электричек, размерами и формой носов прохожих и другими подобными вещами. Без надлежащего лечения эти увлечения остаются на всю жизнь. Но даже если ребёнок увлекается наукой или искусством, это ещё не говорит о том, что такие увлечения принесут практическую пользу: «маленький гений» может погрязнуть в бесплодных абстрактных рассуждениях, будучи не в силах понять реальный смысл интересующей его науки. Он может запоминать огромное количество «умных слов», терминов, определений, но объяснить изученное простыми словами не в состоянии; а ведь это главный признак понимания предмета.

Образно можно сказать, что синдром Аспергера – это «олигофрения наоборот»: умственно отсталые неплохо оперируют конкретными понятиями и с трудом понимают абстрактные (или вовсе их не понимают); а аспергеры, напротив, любят копаться в абстрактных схемах, рассуждениях, теориях, но зачастую не способны придать всему этому конкретный смысл. На уроках математики они могут мгновенно решать сложнейшие уравнения, однако часто не могут произвести простейшие расчёты, если перед ними стоит практическая задача – скажем, купить максимум необходимых продуктов при недостатке денег.


Стереотипное поведение


Стереотипное поведение – ещё одна черта, по которой можно выявить заболевание. Аспергеры живут по строгому режиму дня, совершают одни и те же действия, ходят по одним и тем же улицам, проявляют однообразие в пище и одежде. Стремление к порядку доходит у них до крайности – все вещи они раскладывают в строго определённые места. Если перевесить брюки аспергера в шкафу с одной вешалки на соседнюю, он может их вообще не найти. Любое нарушение установленного порядка приводит его к растерянности, он начинает нервничать. Однако исследователи отмечали, что у части больных всё с точностью до наоборот – они не могут привести свои действия и вещи в порядок, в их жизни господствует полный хаос.


Тотальная педантичность может проявляться и в отношении к окружающим. Многие аспергеры пытаются контролировать всё и вся. Они вмешиваются во все аспекты жизни своих близких и пытаются навязывать свои порядки, из-за чего общение с ними становится невыносимым. А всё потому, что понять психологию посторонних людей, их жизненные проблемы и устройство окружающего мира в целом они не могут: мироздание им представляется чем-то вроде механических часов, имеющих некий механизм, в котором они в совершенстве разбираются. Такие аспергеры не в состоянии понять, что мир устроен гораздо сложнее, чем десяток шестерёнок, и совсем не так логично и стройно.


Именно поэтому из них выходят отличные программисты: компьютерная программа – это и есть тот строгий, стройный и логичный мир, в котором они чувствуют себя комфортно. Если же аспергер находится на руководящем посту в какой-либо компании, то чаще всего это хороший организатор, но при этом деспотичный начальник, не понимающий, что выполнение его приказов на практике может вызвать трудности, и вовсе не по вине подчинённых.


История заболевания синдрома Аспергера


Синдром был назван в честь австрийского врача Ганса Аспергера, который в 1944 году описал четырёх детей с подобным набором симптомов. Сам Аспергер называл открытую им болезнь «аутистической психопатией». Однако его работа не привлекла интереса. Исследователи обратились к ней только в 1981 году, когда английский психиатр Лорна Уинг всерьёз заинтересовалась такими детьми. Она же и предложила термин «синдром Аспергера», который сегодня стал общепринятым. В Международной классификации болезней также используется термин «шизоидное расстройство детского возраста».

Параллельно известен термин «высокофункциональный аутизм». Отношение его к синдрому Аспергера является спорным, при этом грань между этими болезнями неясна.

Является ли синдром Аспергера болезнью? Классическая медицина считает, что да. Однако синдром имеет ряд особенностей, который позволил некоторым специалистам усомниться в таком определении.

Во-первых, как уже было сказано, многие аспергеры осознают своё заболевание и психологические проблемы, нередко они сами обращаются к специалистам с просьбой помочь – в поиске работы, социальных отношениях, поиске спутника жизни и по другим вопросам. «Понимающие» аспергеры могут со временем излечиться, точнее – побороть свои комплексы и адекватно освоить окружающую действительность.


Во-вторых, синдром Аспергера имеет не только негативные, но и позитивные проявления, поэтому специалисты всё чаще строят лечение на том, чтобы сгладить недостатки и развить достоинства. Такова Валери Гаус – психолог, посвятившая много лет изучению синдрома и помощи тем, кто им страдает. Себя она не считает врачом в общепринятом смысле слова, а своих клиентов – пациентами. Она общается с ними как обычный психотерапевт, и это имеет свои результаты. Её опыт показывает, что синдром Аспергера у взрослых – это не клеймо на всю жизнь.


Причины синдрома Аспергера


Причины появления синдрома Аспергера пока точно не установлены. Есть данные о генетических отклонениях. Кое-что показали и исследования мозговой деятельности. Так, в мозговом веществе людей с синдромом Аспергера нарушены нейронные связи высоких уровней, что приводит к сбоям в реакциях, отвечающих за социальное взаимодействие.

Лечение


Поскольку причина развития синдрома Аспергера не установлена, не существует и чётких методов лечения. Преодолением синдрома Аспергера чаще всего занимаются психологи и психотерапевты, и методика здесь сходна с таковой для других психологических нарушений. В частности, она включает в себя:


• Когнитивно-поведенческую терапию;
• Эрготерапию;
• Лечебную физкультуру – для улучшения координации движений и сенсорных ощущений;
• Тренинг социальных навыков.

Разумеется, не существует медикаментозных методов лечения самого синдрома. Однако он является причиной ряда сопутствующих нервно-психических заболеваний, которые успешно лечатся медикаментами: это нервозность, агрессия, невнимательность, клиническая депрессия, самоповреждение. Существуют лекарства даже для лечения повторяющихся действий и стереотипов поведения.

В конечном счёте терапия должна быть смешанной, тогда лечение будет наиболее благотворным. Важно понимать, что в преодолении синдрома Аспергера многое зависит от самого пациента.


Не менее важную роль играет среда, в которой пациент растёт с самого детства. Понятно, что в цивилизованном обществе аспергерам легче справиться со своими проблемами, найти работу, соответствующую его способностям. Ребёнок-аспергер, растущий в неблагополучной семье или в специфическом окружении (глухая провинция, религиозный фанатизм и др.), зачастую обречён: близкие не понимают его «странностей» и осуждают и пресекают даже позитивные проявления синдрома. Однако среда сама по себе не является причиной появления синдрома: аспергеры в одинаковой степени рождаются и в хороших, и в неблагополучных семьях.


Миф о юных аспергерах


Широко распространён миф о том, что люди с синдромом Аспергера имеют чрезвычайно высокий коэффициент интеллектуальности. Начало этому мифу положил сам Ганс Аспергер, который, наблюдая за своими подопечными, называл их «маленькими профессорами». Многие считают, что дети-аспергеры всегда являются круглыми отличниками в школе, а их знания иногда превосходят даже университетские.

Увы, статистика опровергает эту легенду. Абсолютное большинство людей с синдромом Аспергера имеет средний уровень IQ или чуть ниже среднего; определённый процент аспергеров – умственно отсталые. И лишь небольшой процент страдающих синдромом Аспергера реально может похвастаться повышенным «ай-кью». Сам по себе коэффициент интеллектуальности определяет не уровень знаний испытуемого и его эрудированность, а уровень владения простейшими логическими операциями. Очень эрудированный и «образованный» человек может иметь довольно низкий IQ, и наоборот – «тёмный» и непросвещённый испытуемый может обладать исключительно высоким коэффициентом интеллектуальности.

Миф же получил популярность из-за того, что «в народе» аспергерами считают именно «маленьких профессоров», не замечая остальных носителей болезни, которых на самом деле больше всего. О «круглых отличниках» говорилось выше: школьник-аспергер может запоминать огромные объёмы данных – понятий, определений, терминов, но не способен этот багаж осмыслить и использовать. Таких детей можно назвать интеллектуальными скопидомами. Многих отличников, золотых и серебряных медалистов, после школы ждёт незавидная судьба: у них не оказывается способностей, которые пригодились бы в обществе, из-за чего они пополняют список хронических безработных. А если такие способности имеются, то недостаёт дополнительных качеств, для поиска работы важных не менее (а чаще всего и более), нежели знания и способности. Эти качества – умение общаться и ориентироваться в социуме, критическое осмысление собеседника (аспергеры зачастую очень наивны), гибкость, возможность приспосабливаться к новым условиям.


Портрет человека с синдромом Аспергера


Из всего сказанного становится понятно, что нарисовать однозначный портрет человека с синдромом Аспергера невозможно. Одной и той же болезнью могут страдать гениальный учёный, талантливый актёр, влиятельный политик, незадачливый студент, безработный ворчун, алкоголик, опасный преступник, удачливый брокер или игрок казино (вспомним «Человека дождя»). Одни из них просто оказались «в нужное время в нужном месте», другие извлекли пользу из своих «странностей», а третьи волей случая остались без всякой поддержки. Одни с юных лет работают в престижных местах или занимаются серьёзной научной работой, а другие до тридцати-сорока лет вынуждены жить с родителями.

Многие люди с синдромом Аспергера становятся нормальными членами общества, обзаводятся семьёй, друзьями, их порой сложно отличить от «нейротипиков». С другой стороны, есть немало взрослых аспергеров, которые навсегда остаются оторванными от жизни одиночками. Главная причина успехов или неудач больных – наличие или отсутствие коммуникационных навыков. Если для обычных людей коммуникация является естественной потребностью и протекает непринуждённо, то аспергеры воспринимают её как целую науку, для постижения которой нужно приложить значительные умственные усилия.

 

Оцените материал: