Стрептоцид - первый сульфаниламид


Воспаление легких, менингит, раневые инфекции и другие заболевания, вызванные стафилококками, стрептококками и пневмококками, в наши дни уже не являются неизлечимыми. А ведь в начале 20 века эти болезни уносили сотни тысяч человеческих жизней. Только от воспаления легких из каждой тысячи больных умирало сто.

Помощником медиков в борьбе с этими заболеваниями стал стрептоцид


В 1908 году французский химик П. Гельмо впервые получил бесцветный порошок — амид сульфаниловой кислоты. Химика не интересовали лекарственные свойства этого вещества. Его привлекало лишь одно: соединение является хорошей основой для синтеза новых красителей. Спустя год соотечественники Гельмо — В. Хорлейн, Р. Дрессель и А. Коте — обнаружили, что краситель, содержащий сульфаниламид, прочно окрашивает шерсть, а значит, обладает способностью соединяться с белковыми веществами.

Что, если испытать биологическую активность полученного соединения? Исследователи заразили белых мышей гемолитическим стрептококком, то есть, попросту говоря, вызвали у животных заражение крови и затем ввели им подкожно новый краситель. Казалось, от сепсиса все мыши должны были погибнуть. Однако часть животных выздоровела. Почему? К сожалению, французские химики не занялись объяснением этого факта и прекратили эксперименты с сульфаниламидами.

Только в 1932 году, теперь уже английские химики, Д. Митч и Р. Кларер, получили новый, малорастворимый в воде краситель — производное амида сульфаниловой кислоты. В декабре того же года немецкий врач Г. Домагк обнаружил, что все белые мыши, зараженные смертельными дозами гемолитического стрептококка, оставались жить после того, как им вводили этот краситель. Результаты своих опытов ученый опубликовал в феврале 1935 года.

Этот год и считается годом рождения стрептоцида — производного амида сульфаниловой кислоты. За рубежом лекарство получило название пронтозила, а у нас — красного стрептоцида, ибо препарат представлял собой кристаллический порошок кирпично-красного цвета.

После клинических испытаний красному стрептоциду открывают «зеленую улицу» во всем мире, его широко применяют для лечения различных воспалительных заболеваний.

Но, как часто бывает, радость открытия вскоре сменилась настороженностью и даже скептицизмом: время показало, что красный стрептоцид вызывал серьезные побочные явления, например, поражения печени.


В чем же причина токсичности стрептоцида?


Довольно долго она оставалась неразгаданной.

Наконец французские исследователи Ф. Нитти, Ж. Бове и супруги Трефуель обнаружили: красный стрептоцид, попав в организм животного или человека, распадается на два вещества — триаминобензол и сульфаниламид.

Триаминобензол и оказался «ответственным» за токсичность, а сульфаниламид обладал противомикробным действием. Впоследствии этот кристаллический порошок белого цвета начали применять в лечебной практике под названием белого стрептоцида.

Противомикробное действие белого стрептоцида связано с тем, что он нарушает процесс получения необходимых для развития микробов «ростовых факторов», отчего те перестают размножаться. Применяют белый стрептоцид для лечения менингита, рожи, ангины и других инфекций, для лечения инфицированных ран и переломов, для предупреждения нагноений при операциях.

Правда, у некоторых людей после приема белого стрептоцида иногда появляются головная боль, тошнота, рвота и даже понижается количество лейкоцитов в крови. Однако эти явления быстро проходят после снижения дозы лекарства или его отмены.

Думаем, что нелишне еще раз напомнить: белый стрептоцид применяют лишь по назначению лечащего врача. В каждом отдельном случае только врач определит продолжительность курса лечения, комбинацию стрептоцида с другими медикаментозными средствами.

В последнее время вместо белого стрептоцида все шире применяются бисептол, норсульфазол, этазол и другие более эффективные препараты, вызывающие к тому же меньше побочных явлений. Рождению этой серии производных белого стрептоцида мы обязаны советским химикам И. Я. Постовскому, Л. Н. Голдыреву и англичанину Н. Эвансу. В 1937 году они, независимо друг от друга, получили производное стрептоцида — сульфидин.

 

Оцените материал: